Торговое финансирование — процесс, подразумевающий применение комплекса методик и инструментов по внешнеторговым операциям владельцев банковских счетов на международных рынках. Ключевую функцию в предоставлении таких услуг выполняют финансово-кредитные учреждения (банки). В свою очередь, деньги для финансирования могут выделяться 3-ей стороной, к примеру, через международные торговые структуры, небанковские компании или прочие организации.
Торговое финансирование: как это работает?
На практике организация торгового финансирования подразумевает работу в нескольких направлениях и с применением группы инструментов. К основным формам можно отнести:
- Кредит поставщика (коммерческий заем). В этом случае роль кредитора исполняет организация, осуществляющая экспорт товаров с отсрочкой выплат.
- Кредит покупателю (экспортный заем). Здесь услуга предоставляется в виде денежных средств, а в роли кредитора выступает финансовое учреждение или кредитное агентство государства-экспортера.
Схема торгового финансирования индивидуальна для каждого из вариантов:
- Коммерческий кредит:
- Между сторонами сделки оформляется соглашение, предметом которого является поставка какого-либо товара (услуг) с обязательной страховкой на случай форс-мажорных обстоятельств.
- Сторона-экспортер передает импортеру объект сделки на условиях коммерческого займа.
- По истечении определенного периода производится оплата.
- Если наступает форс-мажор, оговоренный в соглашении, выплаты экспортеру производит страховое агентство.
- Экспортный заем:
- Стороны, как и в прошлом случае, оформляют соглашение.
- Согласовываются условия предоставления займа импортирующей стороне для покупки им объекта сделки.
- Кредитная организация, работающая в экспортирующей стране, страхуется на факт несвоевременной выплаты задолженности.
- Поставляется товар, который оплачивается импортером.
- Как только проходит определенное время, импортер покрывает долг в отношении финансового учреждения экспортирующей страны и платит проценты. В противном случае эту функцию берет на себя кредитное агентство.
Условия торгового финансирования
В зависимости от финансового учреждения требования к клиенту в процессе предоставления такой услуги могут меняться. Чаще всего выдвигаются следующие условия:
- Аванс — от 15% общей стоимости соглашения. Покрытие остальной суммы берет на себя экспортное агентство. При этом услуги последнего также придется оплатить в форме страховых выплат. Размер последних напрямую зависит от уровня риска, к которому относится государство.
- Покрытие займа должно производиться дважды в год. В исключительных случаях кредитору предоставляются «каникулы» на выплату главной задолженности. Продолжительность перерыва — от полугода до года.
- Торговое финансирование в отношении товаров, имеющих военно-промышленное назначение в банковской сфере, запрещено.
Преимущества
Организация торгового финансирования позволяет извлечь максимум выгод из сделки каждой стороне.
К преимуществам операций стоит отнести:
- Конкурентная цена для получателя займа (импортирующей стороны).
- Продолжительные периоды торгового финансирования с возможностью получения отсрочки за определенный товар. В ряде случаев заем может предоставляться на срок до десяти лет.
Читайте также — Овердрафт для юридических лиц: виды, условия, тарифы
- Низкий уровень рисков, связанных с неисполнением обязательства по договору другой стороной. Так, при оформлении аккредитива оплата производится только по факту подтверждения поставки товара.
- Открывается возможность диверсифицировать источники финансирования, что гарантирует дополнительную гибкость в работе компании.
- Появление возможности укрепить отношения с рынками других стран.
Как действовать?
Чтобы получить торговое финансирование, стоит сделать ряд шагов:
- Обратиться в финансовое учреждение и оформить соответствующий договор.
- Согласовать проект соглашения со страховщиком.
- Дождаться, пока кредитное учреждение оценит платежеспособность, а также достаточность предоставляемого обеспечения.
- Получить финансирование (аккредитив) или финансовый заем (при одобрении).
При выборе финансового учреждения стоит ориентироваться на его рейтинг, корреспондентскую сеть, а также достаточность кредитной линии, предоставляемой банками.
На современном этапе организация торгового финансирования подразумевает предоставления ряда различных инструментов (аккредитивов, банковской гарантии), необходимых для осуществления внешнеторговой деятельности. Главное — внимательно подойти к выбору партнеров, банка и внимательно анализировать условия сделки.