Регистрация ИП в ПФР осуществляется на следующих основаниях:
- ИП регистрируется в роли страхователя, который производит выплаты за себя.
- Регистрация (в том числе повторная) обязательна в ситуации, когда предприниматель выступает в роли работодателя. Здесь обязательно оформление трудовых соглашений с наемными работниками.
- Регистрация ИП в ПФР необходима для осуществления более высоких фиксированных выплат.
Общие положения
Вопросы страхования оговорены в ФЗ-167. Кроме того, в законодательных актах упоминаются следующие моменты:
- Наличие обязательства и порядок осуществления страховых выплат работающими субъектами.
- Действующие тарифы.
Первично регистрация ИП в ПФР производится с позиции страхователя, который в будущем планирует осуществление выплат за себя. Процесс регистрации схож с тем, что применяется для обычных организаций. Пенсионный фонд выполняет возложенную на него задачу в течение пяти суток с момента передачи из ЕГРИП необходимых данных.
Читайте также — Свидетельство о регистрации ИП: правила быстрого получения
Регистрация ИП в ПФР при отсутствии работников
Если в ИП не предусмотрены наемные сотрудники, переживать не стоит, ведь полный пакет данных о налогоплательщике в ПФР передает ФНС. В сравнении с прошлыми годами ситуация упростилась. Так, в 2003 году ИП были вынуждены лично отправляться в Пенсионный фонд, выстаивать в очереди и проходить регистрацию.
Сегодня все проще — достаточно оформиться в роли ИП и спокойно работать. Какие-то дополнительные вопросы к налогоплательщику исключены. Главное — своевременно передавать отчетность, выплачивать взносы и налоги. Сложнее обстоит ситуация, если в подчинении ИП имеется хотя бы один работник. В этом случае регистрация производится по принципам, которые рассмотрены ниже.
Регистрация ИП в ПФР в роли работодателя
Допустим, предприниматель оформил трудовое соглашение хотя бы с одним сотрудником и выплачивает зарплату. В этом случае он обязан лично отправиться в ПФР и ФСС для постановки на учет (уже с позиции работодателя). После оформления трудового соглашения у ИП имеется тридцать суток, чтобы решить организационные вопросы в Пенсионном фонде по месту жительства.
Из документов потребуется:
- Заявление.
- Свидетельство о получении ИНН и госрегистрации в роли ИП.
- Бумаги, подтверждающие факт наличия у предпринимателя наемных сотрудников (в роли таких документов может выступать трудовое соглашение).
Как только необходимый пакет бумаг передан, ПФР регистрирует ИП с последующей выдачей уведомления. Заявление для регистрации в Пенсионном фонде также подается в ситуации, когда ИП принимает решение о выплате страховых взносов, имеющих больший размер, чем фиксированные платежи (об этом уже упоминалось выше).
Штрафные санкции
Если регистрация ИП в ПФР не произведена или процедура был нарушена, предпринимателя ждет следующее наказание:
- При нарушении месячного срока, выделяемого на прохождение регистрации, выписывается штраф 5 тысяч рублей (если просрочка не превысила 3-х месяцев). Если ИП задержался с регистрацией на период более 90 суток, взимается двойной штраф (размер 10 тысяч рублей).
- За несвоевременную регистрацию в госорганах фондов внебюджетного типа нарушителя ожидает штраф 0,5-1 тысяча рублей.
Снятие с учета: тонкости
В ряде случаев может потребоваться снятие ИП с учета. Ранее при закрытии предпринимательской деятельности ИП были вынуждены лично получать справки в ПФР и передавать их в ФНС. Без этого документа сняться с учета было невозможно. Сегодня ситуация упростилась и контрольный орган самостоятельно делает запрос касательно информации о предпринимателе. При этом наличие задолженности у ИП не может быть причиной для отказа в выдаче справки. Сам долг никуда не девается, но после снятия с учета она будет числиться уже за физлицом, а ее погашение является обязательным.
Итоги
Как видно, регистрация ИП в ПФР во многом зависит от наличия работников. При отсутствии таковых дополнительных действий предпринимать не нужно. Если же наемные работники имеются, зарегистрироваться в качестве работодателя все-таки придется.