В ГК РФ указано, что расчеты по безналу, осуществляемые между компаниями (ИП), проводятся через банк (специальные счета). Одна из главных задач для предпринимателей и юрлиц перед сдачей отчетности — инвентаризация расчетного счета, которая начинается со следующих процедур:
- Проверка заключенных с договоров.
- Выяснение, в каких банках на момент инвентаризации открыты р/с.
В чем смысл?
Инвентаризация денежных средств на расчетном счете организуется для выявления отличий между текущими объемом активов и обязательств у субъекта, а также реальными данными, упомянутыми на реестрах бухучета. Процесс подразумевает:
- Проверку валютного и расчетного счета путем изучения остатка денег на р/с.
- Контроль оборота по кредиту и дебету р/с.
Информация берется с двух документов:
- Выписки из банка.
- Информации из бухгалтерии.
Оставшиеся на конец периода деньги в прошлой выписке должны равняться остатку средств на начало периода в выписке за следующий месяц. Итогом проведенной работы является акт инвентаризации расчетного счета. Но обо всем подробнее.
Что подлежит изучению?
Началу проверки предшествует приказ директора, который назначает членов комиссии (должно быть не больше 3-х). Чаще всего в состав входит:
- Сотрудник бухгалтерии предприятия (2 человека).
- Представитель со стороны администрации.
- Работник аудиторской службы (своей или сторонней).
Инвентаризация расчетного счета осуществляется в отношении следующих документов и активов:
- Расчетное соглашение, которое оформляется с банком для проведения безналичных транзакций через р/с. Не секрет, что компании и ИП не ограничены в количестве заключаемых договоров. При этом инвентаризация денежных средств на расчетном счете проводится для каждого договора отдельно.
- Валютный счет. Открывается в отечественном банке и в кредитном учреждении других стран.
- Активы, которые относятся к целевому финансированию.
- Расчетные вклады, где зафиксировано движение средств в разных величинах:
- Национальная валюта.
- Зарубежные дензнаки.
- Средства на чековых книжках.
- Аккредитивы банка.
- Прочие формы бумаг для совершения платежей.
Алгоритм действий
Инвентаризация расчетного счета подразумевает выполнение ряда процедур:
- Выясняется, в каких банках, и в каком количестве открыты договора на расчетно-кассовое обслуживание, после чего проводится сверка условий соглашений.
- Проверяется законность открытия р/с, а также корректность выбора расчетной формы.
- Изучаются банковские выписки. Внимание уделяется нумерации, правильности переноса оставшихся средств.
- Проверяются реквизиты, после чего делается вывод о достоверности имеющихся документов. При наличии корректировок проводится повторная инвентаризация денежных средств на расчетном счете. Изучение данных осуществляется на основании записей, сделанных в первом экземпляре.
- Проверяется подлинность (достоверность) расчетных бумаг, которые подкалываются к банковским выпискам. Если это необходимо, делается встречная сверка с банком или другой компанией (ИП).
- Изучается корреспонденция на факт правильности заполнения и отражения информации в регистрах.
- Сверяются остатки сумм на субсчетах к р/с 51. При выполнении работы применяются выписки и данные из бухгалтерии.
- Составляется акт инвентаризации расчетного счета (форма ИНВ-17).
Перед началом проверки стоит убедиться, что расходные и приходные бумаги, подтверждающие перемещение средств на расчетном счету, имеются под рукой (в бухгалтерии компании).
В итоговый акт инвентаризации расчетного счета включается:
- Информация об организации.
- Основание для проверки.
- Номер акта и дата оформления.
- Данные по задолженности (дебиторской и кредиторской).
Инвентаризация р/с — эффективный метод контроля денег в кассе и правильности ведения документации, с помощью которого можно подготовится к сдаче отсчета и избежать проблем с налоговой.
Для правильного учета нужно так же вести и постоянно следить за отчетностью расчетного счета, читайте наши советы.