Расчетные счета (р/с) — термин, который часто употребляется в качестве общего определения для аккаунтов, открываемых в банковском учреждении. В роли валюты, как правило, выступают рубли. Цели расчетного счета во многом зависят от его вида и особенностей, но одна из задач всегда остается неизменной — надежное проведение финансовых операций с контрагентами.
Классификация и особенности бухучета
Расчетные счета (задачи и правила ведения) меняются с учетом предназначения, валюты и прочих факторов. При этом р/с классифицируются следующим образом:
- По денежной единице (валюте):
- В рублях.
- В зарубежных дензнаках.
- По владельцу:
- Юридические лица (представители компаний).
- Предприниматели (физические лица — ИП).
- Обычные граждане (физлица).
- Бюджетные организации и прочие.
- По назначению:
- Для проведения инвестиций и текущих операций.
- Для расчетов с применением карточек и так далее.
Вне зависимости от цели, расчетные счета проводятся в бухучете по дебиту и кредиту (счет 51). В первом случае показывается приход денег, а во втором — их списание. При этом средства, которые были отнесены к дебиту и кредиту р/с по ошибке, показываются на 76-м субсчете расчетов по претензиям. При отражении информации по р/с в учет берутся банковские выписки, а также приложенная к ним документация.
Читайте также — Расчетный счет: вопросы и ответы
Цели расчетного счета и тонкости договора
Банковский договор — основа расчетного счета, задачи которого заключаются в фиксации условий оформления сделки, прав и обязательств сторон. С учетом условий соглашения банк берет на себя обязательства:
- Выдавать деньги с р/с.
- Производить операции по поручению владельца.
- Принимать и осуществлять зачисление денег на р/с.
В практике такой документ носит название договора на РКО (расчетно-кассовое обслуживание). Это объясняется тем, что им охватывается работа с финансами посредством их безналичного и наличного перечисления.
Цели расчетного счета — покрытие потребностей клиентов, а также предоставление им удобного инструмента для проведения платежей. Чаще всего пользователями р/с становятся:
- Юрлица (коммерческие структуры).
- ИП (субъекты, которые работают без формирования юрлица).
Цели договора банковского счета — упорядочить взаимодействие между клиентом (владельцем аккаунта) и финансово-кредитной организацией, зафиксировать правила и условия сотрудничества.
Рассмотрим, для чего открывается расчетный счет (задачи и цели):
Зачисление прибыли от деятельности компании (продажи товаров и реализации услуг).
- Пополнение р/с за счет займов, внереализационных сделок и прочих поступлений.
- Расчеты с партнерами (поставщиками), выплата налогов, осуществление платежей по заработной плате сотрудникам.
- Погашение оформленных займов, а также выплата начисленных за них процентов.
- Осуществление выплат по принятым судебным решениям и прочие.
Один из подвидов р/с — расчетные субсчета, в роли владельцев которых выступают:
- Представительства.
- Филиалы (отделения) коммерческих структур.
Цели договора банковского счета при предоставлении такой услуги — гарантировать качественное и своевременное предоставление услуг по аккумуляции финансов (прибыли) в кредитной организации со стороны хозяйственных компаний, имеющих отделения или подразделения в других регионах (где не работает обслуживающий банк).
Назначение субсчетов:
- Аккумулирование прибыли, полученной от таких отделений для последующего перевода на главный р/с.
- Проведение транзакций с покупателями и поставщиками за услуги и ТМЦ.
Выдача наличности с таких счетов не предусмотрена, а их учет производится на тех же балансовых счетах. При необходимости для отделения может открываться и индивидуальный р/с.
Что в итоге?
Цели договора банковского счета и самого р/с всегда направлены на создание комфортных условий для клиента, а также быстрого и надежного проведения финансовых операций.