Проведение проверок налоговыми органами вызывает массу беспокойств у ИП и компаний. Позитивным является тот факт, что общее число контрольных выездов начало снижаться. Но причина послабления «хватки» ФНС не в большей лояльности, а в разработке новой системы контроля, направленной на выявление и предупреждение обмана со стороны представителей бизнеса.
Проведение проверок налоговыми органами: порядок
Теперь проверки ФНС строятся по новому принципу. Раньше больше внимания уделялось выездному контролю, составлялись графики на несколько месяцев вперед, ставились планы, и требовалось их выполнение. На современном этапе инспекторы налоговой службы тратят больше времени на анализ информации, проверку налогоплательщиков и их деятельности. Результаты налоговых проверок упорядочиваются, после чего подозрительные субъекты берутся «на карандаш».
В связи с новым подходом меняется и порядок проведения налоговых проверок. При этом ИП и компании вправе заблаговременно узнать о планах налоговой службы. Для этого достаточной зайти на ресурс прокуратуры и узнать планы работников ФНС. Если организация оказалась в перечне, остается проверить документацию и быть готовым к тщательному контролю со стороны инспекторов. Сложнее всего — общаться с представителями ФНС лично, когда речь идет о выездной проверке.
Порядок организации проверки и рекомендации бизнесмену
Посещение инспектора и проведение проверки не вызывает сложностей, если заблаговременно подготовиться к мероприятию, выяснить права и обязательства. Стоит учесть ряд моментов:
- ФНС вправе изучать документацию и проверять налоговые декларации за последние три года работы компании.
- Выездной контроль налоговой службы в отношении какого-то одного налога более, чем дважды за год, запрещен.
Продолжительность мероприятий — до 2-х месяцев. Этот период может увеличиться в следующих случаях:
- ИП или компания имеют обособленный филиал, который также требует отдельного контроля со стороны проверяющих структур.
- Проверка ФНС выявила грубые нарушения налогового законодательства. В такой ситуации требуется проведение дополнительных мероприятий.
- Инспектор не получает необходимые документы по первому требованию. Со стороны налогоплательщика делается все возможное, чтобы потянуть время и отвлечь внимание представителей налоговой службы.
- Возникают непредвиденные обстоятельства, из-за которых приходится продлить срок выездной проверки.
Если подготовиться не удается, можно попробовать отложить очередную проверку ФНС. Для этого у ИП или компании должны быть уважительные причины. Один из путей — отъезд предпринимателя на период контрольной проверки налоговой службы. По законодательству плательщик налогов вправе присутствовать в процессе выездного контроля. При желании отсрочить время посещения проверяющей структуры стоит оповестить об отъезде ФНС и попросить о переносе. Для подтверждения намерений нужно будет передать соответствующий пакет бумаг — командировочные, справки и прочие документы.
Что необходимо предъявить?
Если «час Х» все-таки подошел, стоит заблаговременно подготовить документы для проверки инспекторами ФНС. При этом проверяющим органам будет интересна вся деятельность налогоплательщика. К наиболее востребованным бумагам в процессе выездного контроля стоит отнести:
- Документы по регистрации ИП.
- Отчетность по налоговым платежам.
- Первичные бумаги.
- Бухотчетность.
- Свидетельства, подтверждающие постановку на учет (для различных организаций — пенсионного фонда, страховщиков и налоговой).
- Бумаги, подтверждающие права на льготы.
Читайте также — Выездные проверки налоговых органов
Результат выезда инспекторов ФНС — составление акта, с учетом содержания которого принимается решение, привлекать ли налогоплательщика к ответственности. Передача составленного акта производится под расписку, которая является простой формальностью. Даже если налогоплательщик откажется ставить подпись, на общее решение это влиять не будет. Но рекомендуется все-таки расписаться с последующим указанием замечаний.
Как должен действовать бухгалтер?
ИП или компании часто привлекают к работе наемных (внешних работников). В таких случаях отчитываться перед ФНС придется ему. В ситуации, когда бухгалтер ведет дела многих компаний, возникают проблемы с поиском необходимых бумаг. Лучшее решение — использование для работы специальных сервисов и ведение дел клиентов под общей учетной записью. Впоследствии удается быстро найти подходящий документы и передать его инспекторам.
Что в итоге?
Проведение проверок налоговыми органами не должно стать трагедией для налогоплательщика. Достаточно изучить свои права, приготовить документацию и подготовиться к каверзным вопросам инспекторов. В таком случае результат должен быть позитивным.