Отмена печати стала праздником для компаний, которые стремились к упрощению процедур оформления и заключения сделок. Несмотря на это, количество вопросов касательно правил и особенностей применения печатей при работе ООО или АО только растет. Не всегда ясно, нужно ли менять устав, в каких документах ставить оттиск и так далее.
Каких аспектов отмена печати не касается?
В 2015 году был выпущен новый ФЗ-82, согласно которого компании получили право игнорировать применение печати. Но здесь же имеются оговорки, в которых указывается ряд исключений. Стоит отметить еще один важный момент. Если в уставе предусмотрено применение печати, внесение корректировок не обязательно (это делается по решению учредителей).
ФЗ об отмене печати не касается следующих документов:
- Доверенности для судебной инстанции.
- Акта о несчастном случае (если последний произошел в условиях производства).
- Заявки и доверенности на участие в аукционных или конкурсных торгах (для сектора госзакупок).
- Копии устава, передаваемой в процессе регистрации прав на объект недвижимости.
На всех упомянутых документах наличие оттиска обязательно. В противном случае бумага теряет юридическую силу и может быть не принята к рассмотрению.
Каких случаев касается отмена печати?
Теперь рассмотрим документы, на которые распространяется действие ФЗ-82. Отмена печати касается:
- Трудовой книжки. В ФЗ не существует норм, которые бы обязывали представителей компании ставить в этом документе «штемпель». Но такая рекомендация имеется в Правилах, касающихся хранения и ведения трудовых книжек. Получается, что руководители ООО или АО может самостоятельно решать, ставить печати в таких документах или нет.
- Счет-фактура. Если поднять НК РФ (статья 169), где оговариваются особенности оформления счетов-фактур, требований к дополнительной заверке документа печатью здесь нет. Как и в прошлом случае, решение остается за руководителем. В свою очередь, покупатель обязан принять документ к рассмотрению, вне зависимости от наличия на нем печати фирмы-поставщика.
- Первичные бумаги. ФЗ об отмене печати касается и первичных бумаг, в которых достаточно подписей уполномоченных лиц. Список реквизитов, которые должны быть отражены в первичных документах, приводится в ФЗ-402. К такой категории бумаг стоит отнести документы кассовой отчетности, акты, трудовое соглашение, БСО, приказы директора и прочие.
Если в первичных документах присутствует необходимая информация (с учетом требований ФЗ-402), они должны приниматься к рассмотрению.
Требуется ли регистрация?
Даже если уставу принято решение о применении печати, ее регистрация или заверка в ФНС не является обязательной. Единственный «отголосок» регистрации — при оформлении расчетного счета в банке, когда оттиск должен отражаться в специальной карточке (вместе с подписями уполномоченных лиц). Именно с этими образцами впоследствии и сверяются сотрудники банковского учреждения.
Читайте также — Юридический адрес компании: что это?
Где заказать?
Несмотря на отмену печатей для юридических лиц, многие компании все еще применяют этот инструмент для большей солидности почти на всех документах. Сделать заказ отпечатка можно в любой организации, которая занимается решением подобных вопросов. Все, что требуется — передать ряд документов (чаще всего достаточно свидетельства ОГРН) и оплатить услугу. Разработку дизайна можно поручить специалистам или же сделать эту работу самостоятельно.
Во сколько обойдется?
Вступление в силу ФЗ об отмене печати не значит, что такой инструмент не нужен вовсе. Как упоминалось, наличие отпечатка необходимо на многих документах. Так что нужно быть готовым к дополнительным расходам. Средние затраты на изготовление составляют 400-1300 рублей. Здесь многое зависит от разработчика и применяемых им материалов. Самый бюджетный вариант — «ручная» печать. Применение автоматической оснастки обойдется дороже.
На самом оттиске должно быть название, месторасположение, полная расшифровка ООО и номер, указанный в ОГРН.
Что в итоге?
На практике отмена печати вызвала еще больше вопросов. Чтобы исключить сложности в будущем, важно учесть следующее. Если в уставе запись о необходимости применения печати имеется, проставлять оттиск можно, но не обязательно. Если же в уставе такого требования нет, но сам отпечаток имеется, его применение не сулит никаких проблем.