С изменением законодательства ИП и фирмы (юрлица) должны реализовать переход на онлайн-кассы с 2017 года (полностью с июля 2018-го). Цель нововведения — сделать более эффективным контроль налогоплательщиков и упростить жизнь предпринимателям. При этом не до конца понятно, как работают ККТ онлайн-кассы, и как должен осуществляться полный переход.
В чем принципы функционирования?
В отличие от прошлых ККТ, новее онлайн-кассы, кроме подготовки и распечатки чека, передают информацию о квитанции специальному посреднику (оператору фискальных данных). После сбора и обработки информации промежуточное звено (ОФД) направляет данные дальше по цепочке в ФНС. Благодаря внедрению онлайн-касс с 2018 года, снижаются риски махинаций, и снимается часть нагрузки с налоговой службы.
Чем занимается оператор?
Посредническая структура ОФД является промежуточным звеном между налоговой инспекцией и кассовым аппаратом предприятия. Роль оператора может выполнять только российская организация, имеющая разрешение на ведение этой деятельности. Из-за большого объема данных таких посредников будет более двух, а предприниматели смогут самостоятельно выбирать, через кого передавать информацию в ФНС.
Оператор фискальных данных выполняет возлагаемые на него задачи и гарантирует конфиденциальность полученной информации с последующей ее передачей в налоговую. Кроме того, после регистрации онлайн-кассы каждый желающий сможет выполнить проверку своего чека.
Читайте также — Переход на онлайн-кассы: тонкости, сроки
Кому доступен контроль содержимого чеков, и кто будет заниматься этим вопросом?
При использовании онлайн-кассы на документе отражаются реквизиты для проверки, а также сайт оператора, через который производится передача. Для контроля чека достаточно перейти по ссылке и указать ряд параметров. При этом каждому участнику купли-продажи доступна проверка чека. Если отыскать последний не удается или же прописанные в нем данные некорректны, можно обращаться в налоговую службу, после чего последняя принимает решение о необходимости внеочередной проверки компании или ИП. Получается, что участником контроля становится каждый отдельно взятый покупатель.
Как реализовать переход на онлайн-кассы с 2018 года?
Если у предпринимателя имеется ККТ, для следования новым нормам требуется сделать следующее:
- Усовершенствовать уже имеющиеся контрольно-кассовые машины или приобрести новые аппараты. Важно знать, что стандартная ЭКЛЗ меняется на фискальный накопитель, который хранит и готовит данные для направления оператору. Этот тип ККТ (онлайн-касса) направляет чек покупателю посредством SMS или на e-mail.
- Убедиться в стабильности подключения к глобальной сети. Это делается для того, чтобы исключить задержки в передаче чеков.
- Оформить соглашение на обслуживание (заключается с оператором). При этом выбор должен падать на надежные компании, к которым имеется доверие. Лучше работать с уже известными и проверенными ОФД.
- Пройти регистрацию онлайн-кассы или же перерегистрировать обновленный вариант. Здесь не обязательно идти в ФНС. Всю работу можно сделать через глобальную сеть (достаточно электронной подписи).
Что делать предприятиям, которые работают без ККТ?
Если ИП ранее работал с патентной формой налогообложения и мог не использовать ККТ, теперь применение онлайн-кассы обязательно. Аналогичное требование касается и предприятий, работающих на «вмененке». Собственно, весь бизнес, работающий с применением ККТ, в течение нескольких лет должен перейти на новый режим. При этом в полном объеме закон заработает с июля 2018 года, поэтому время на «раскачивание» еще имеется. Исключением являются предприятия, которые могут работать без кассы, с применением БСО.
В чем риски нарушения законодательства?
Если своевременно не перейти на новый режим работы, нарушитель получает штраф, размер которого может составлять полную стоимость покупки, но не меньше 40 тысяч рублей. Если же чек не был послан покупателю, также налагается штраф (10 тысяч). Кроме того, нежелательной является и затяжка с передачей чеков. В этом случае ФНС может заподозрить налогоплательщика в обмане и устроить внеочередную проверку.
Когда изменения начинают работать в полной мере?
Для облегчения процесса перехода и регистрации онлайн-кассы предусмотрено несколько этапов:
- 2016 — добровольное предоставление данных в ОФД. До первого февраля 2017-го допускается применение старых аппаратов.
- С начала февраля 2017 года реальна регистрация новых онлайн-касс с возможностью передачи информации в ОФД.
- С 1 июля 2018-го установка онлайн-кассы и перенаправление информации в ОФД обязательно для ПСН.
Преимущества перехода на онлайн-кассы с 2017 года очевидны — возможность прослеживания кассовых операций, удобство постановки ККТ на учет и отсутствие необходимости в сдаче Z-отчетов.