Каждое предприятие (вне зависимости от величины) должно вести бухгалтерию. При этом не всегда понятно, как организовать этот процесс, чтобы исключить ошибки в будущем. Ниже рассмотрим, каким образом может быть построена бухгалтерия предприятия, и в чем особенности каждого варианта.
Самостоятельная организация бухгалтерии
Практически каждый бизнес начинается в одиночку и в условиях дефицита финансов. В такой ситуации многие задачи приходится делать самостоятельно, не привлекая сторонних специалистов. Так, для найма аутсорсера может потребоваться до 2-3 тысяч рублей, в то время как зарплата бухгалтера составляет от 25 тысяч. Так что не удивительно, что многие новички лично углубляются в вопросы бухгалтерии предприятия (благо, на начальном этапе операций проводится немного).
Преимущества самостоятельного учета очевидны — экономия и получение неоценимого опыта, который в будущем пригодятся любому предпринимателю. Даже при условии успешного развития бизнеса и наличия штата бухгалтеров знание тонкостей бухгалтерии предприятия не будет лишним. Такая база позволит вовремя выявить неквалифицированных сотрудников и ошибки в отчетности.
Главный недостаток — потеря времени, которое можно использовать на продвижение бизнеса. Кроме того, на начальном этапе не избежать штрафных санкций за допущенные оплошности.
Полезные советы для людей, занимающихся самостоятельным учетом:
- Переходите на УСН или ЕНВД. В этом случае проще формировать отчетность компании.
- Держите «руку на пульсе» новостей в секторе налогового и бухгалтерского законодательства. Можно подписаться на рассылку популярных сервисов и получать нужную информацию на почту.
- Используйте системы, упрощающие ведение учета.
Привлечение сторонних бухгалтерских компаний
Еще один популярный вариант — аутсорсинг. Сотрудники специальных компаний отличаются большим опытом и способны в сжатые сроки проверить отчетность. Такая организация бухгалтерии — лучший вариант при отсутствии сложных операций у предприятия.
Преимущества аутсорсинга заключается в возможности сэкономить время и деньги (в сравнении с содержанием штатного бухгалтера). Средние расходы для УСН в квартал составляют от двух тысяч рублей, в то время как услуги своего работника обходятся в разы больше. Можно выделить еще ряд плюсов:
- Экономия на обустройстве рабочего места.
- Четкое следование новым нормативным базам.
- Отсутствие проблем при увольнении старого сотрудника.
Контроль бухгалтерии предприятия таким способом имеется и ряд минусов — задержки при работе с бухгалтерскими документами, необходимость доплаты при выполнении нестандартной работы или выполнении задач сверхурочно.
Как организовать бухгалтерию? Следуйте ряду правил:
- Четко прописывайте условия работы в соглашении (тарифы, виды операций и прочие).
- Собирайте данные о бухгалтерских компаниях, которые достойны внимания, изучайте отзывы и мнения знакомых.
- Регулярно интересуйтесь, отсутствуют ли у ФНС претензии к отчетности компании.
Бухгалтерия предприятия в руках своего штата
Крупные компании, которые ежедневно проворачивают большие сделки, должны задуматься о найме своего специалиста или нескольких бухгалтеров. Здесь привлечение аутсорсинговых компаний становится невыгодным, а самостоятельное обучение маловыгодным.
Читайте также — Сервисы онлайн-бухгалтерии
Главный недостаток такого способа — высокие финансовые расходы. Хорошему специалисту придется платить от 30 тысяч рублей и более. Это только «чистые» выплаты. Сюда добавляются платежи в фонды и различные взносы, отпускные, выплата больничных и прочие социальные расходы. Но плюс в том, что на бухгалтера можно возложить задачи по ведению соглашений, архива и оформлению первички. Так что такая бухгалтерия предприятия не всегда актуальна.
Полезные советы:
- Не стоит искать дешевых специалистов, согласных работать на гроши. Работник без опыта может создать множество проблем для компании, завалить работу и уволиться в самый неподходящий момент. В таких случаях придется в срочном порядке нанимать специалистов или же тратить время на самостоятельную подготовку отчета.
- Контролируйте работу начинающего бухгалтера, интересуйтесь его деятельностью, задавайте вопросы.
- При отсутствии четких знаний в бухгалтерии предприятия важно иметь под рукой знакомого, который сможет проверить компетентность нового работника.
- Сразу продумайте, кому можно будет поручить учет в случае внезапной болезни работника или при его увольнении.
Итоги
Организация бухгалтерии — ответственный процесс, который не терпит экономии. Здесь можно действовать ступенчато — сначала заниматься организовать бухгалтерию самостоятельно, потом подключить специалистов, а после этого создать свой штат сотрудников.