Отсутствие средств для совершения налоговых платежей — обычное дело для многих современных компаний и ИП. В результате задержки на расчетном счету организации «подвисает» инкассо от ФНС. Единственное решение в такой ситуации — работать с наличностью, что не всегда удобно. На практике безналичные денежные расчеты можно производить и без расчетного счета. Вопрос в том, как это сделать правильно.
В чем первопричина?
Налоговая инспекция убеждает граждан, ИП и компании своевременно платить налоги. Если этого не происходит, сотрудники ФНС направляют поручения по инкассо в банк для погашения задолженности. Если средств не хватает, расчетный счет замораживается, а при любых поступлениях банк обязан направлять средства на погашение долга перед налоговой службой. У ИП или компании в такой ситуации имеется два пути — дождаться, пока деньги будут перечислены в полном объеме или же попытаться работать без расчетного счета.
В чем плюсы и минусы наличности?
Организация безналичных платежей позволяет избежать многих проблем и ускорить проведение транзакций. Так почему же многие предпочитают использовать наличность? Ее преимущества в следующем:
- Деньги не поступают на расчетный счет, поэтому ФНС не сможет их забрать. В свою очередь, безналичные денежные расчеты находятся под контролем налоговой.
- Нет необходимости готовить платежные поручения и ждать, пока финансовое учреждение выполнит поставленную задачу по зачислению средств.
Недостатки:
- Объем наличности, которая может использоваться при расчетах между компаниями, составляет 100 тысяч рублей. Превышение этой суммы ведет к штрафным санкциям (пострадать могут и контрагенты).
- Безналичные денежные расчеты проходят через банк и физически денег не видно. Наличные хранятся в кассе (в пределах установленного лимита). Средства свыше установленной суммы должны инкассироваться и передаваться в банк.
- Контрагент, получающий платеж наличными, должен иметь ККТ. При отсутствии кассовой техники провести сделку на законных основаниях не получится.
Безналичные денежные расчеты без р/с: это реально?
Альтернатива наличности — оплата с применением паевых инвестиционных фондов (ПИФов). Организация безналичных расчетов (без р/с) возможна только с участием открытых ПИФ, ведь только они производят сделки купли/продажи паев в любое время и по первому требованию клиента. Паи других видов (закрытые или интервальные) такие сделки не проводят.
Безналичные денежные расчеты осуществляются с применением паев. При этом у представителя компании или ИП имеется два пути:
- Приобрести пай на всякий случай. В случае замораживания расчетного счета поставщик получает свой актив. Остальное время пай приносит компании дополнительную прибыль. После передачи пая поставщику, последнему остается его обналичить.
- После ареста (замораживания, блокировки) расчетного счета ИП (руководитель компании) обращается к покупателю с просьбой произвести платеж с применением рассматриваемого актива. После совершения сделки какого-либо документарного подтверждения ждать не стоит, ведь пай является бездокументарным инструментом. Единственное, на что можно рассчитывать — получение выписки о владении паем.
Чтобы провести безналичные денежные расчеты с помощью пая, потребуется:
- Подобрать ПИФ.
- Подготовить необходимый пакет бумаг.
- Явиться в офис фонда с паспортом и доверенностью.
- Передать заявку на покупку (форму можно получить в самом фонде).
- Перевести деньги на р/с ПИФ.
Читайте также — Оплатить счет без расчетного счета: как это сделать?
К документам, которые требуются для проведения операции, стоит отнести:
- Платежные реквизиты компании в банке.
- Решение о назначении директора.
- Копию документа о госрегистрации, карты с образцами и устава организации (должны быть заверены нотариусом).
- Доверенность.
Также придется заполнить:
- Заявку на приобретение пая.
- Заявление на оформление лицевого счета.
- Анкету.
После проведения операции на руки выдается соответствующее уведомление, где указано число приобретенных паев, цена каждого актива и день покупки. Впоследствии стоимость инструмента должна отражаться в отчетности (с учетом изменения цены). Безналичные денежные расчеты с применением паев производятся путем посещения регистратора и оформления передаточного распоряжения (форма передается в ПИФ).
Обмен ПИФа на товар подразумевает бартер, который крайне неудобен для бухгалтеров. Проще оформить два соглашения купли-продажи:
- На имущество.
- На пай.
После этого оформляется взаимозачет.
Что в итоге?
Организация безналичных денежных расчетов с помощью ПИФа повышает оборот документов в компании, но зато позволяет рассчитаться с поставщиками даже при замороженном расчетном счете. Применять эту стратегию или нет, решает сам ИП или представитель компании.